DOMAINS
i=integer
s=string
c=char
li=i* /* список целых чисел */
DATABASE — knowledge
cond(i,s) /* свойства животных */
rule(s,li) /* описания животных */
DATABASE — dialog
cond_is(i,c) /* номер условия; '1' — имеет место, 
     '2' — не имеет	места у загаданного 
     животного */
PREDICATES
start
animals /* отгадывает животное */
check(li) /* добавляет в базу информацию о новом 
             животном */
test_cond(i) /* проверяет, обладает ли загаданное 
     животное свойством с данным номером */
update /* добавляет в базу информацию о новом животном */
add_cond(li) /* возвращает список, состоящий из номеров 
            свойств, имеющихся у нового животного */
print_cond(i,li,li) /* добавляет в список номера свойств, 
            относительно которых уже были даны 
            утвердительные ответы */
read_cond(c,li,li) /* добавляет в список номера свойств, 
           о которых еще не спрашивалось */
ex_cond(i,li,li,i) /* добавляет в список номера имеющихся 
           в базе свойств, которыми обладает 
           новое животное */
wr_cond(c,i,li,li)
new_cond(i,li,li) /* добавляет в список номера новых 
          свойств, которыми обладает новое 
          животное, а также добавляет описания 
          новых свойств в базу знаний */
read_true_char(c) /* с помощью предиката test читает 
          символ с клавиатуры, пока он 
          не окажется равен '1' или '2'*/
test(c,c) /* добивается, чтобы пользователь нажал один 
             из символов, '1' или '2' */
CLAUSES
start:–
       consult("animals.ddb",knowledge), 
              /*  загружаем в базу информацию 
                  из базы знаний */
       write("Загадайте животное, а я попытаюсь его 
       отгадать"),nl,
       animals, /* попытка отгадать загаданное животное */
       retractall(_,dialog), /* очищаем текущую 
          информацию */
       retractall(_,knowledge), 
                  /* очищаем информацию об известных 
          животных и свойствах */
       nl,nl,write("Хотите еще раз сыграть? (1 — Да, 
       2 — Нет)"),
       read_true_char(C),
       C='1',!,start. 
start:–
       nl,nl,write("Всего доброго! До новых встреч"),
       readchar(_).
animals:–
        rule(X,L),
        check(L),
        nl,write("Я думаю, это ",X),
        nl,write("Я прав? (1 — да, 2 — нет)"),
        read_true_char(C),C='1',!.
animals:–
        nl,write("Я не знаю, что это за животное"),nl, 
        nl,write("Давайте добавим его в мою базу знаний."),nl,
        update.
update:–
        nl,write("Введите название животного:"),
        readln(S),
        add_cond(L), /* указываем свойства животного */
        assert(rule(S,L),knowledge), /* добавляем информацию 
                  в базу знаний*/
        save("animals.ddb",knowledge) /* сохраняем базу 
                   знаний в файл */.
add_cond(L):–
             cond_is(_,'1'),!, /* имеется информация 
            о свойствах животного */
             nl,write("О нем известно, что оно: "),
             print_cond(1,[],L1), 
         /* вывод имеющейся о животном 
            информации */
             nl,write("Известно ли о нем еще что-нибудь? 
             (1 — да, 2 — нет)"),
             read_true_char(C),
             read_cond(C,L1,L).
add_cond(L):–
             read_cond('1',[],L).
print_cond(H,L,L):–
        not(cond(H,_)),!.
print_cond(H,L,L1):–
         cond_is(H,'1'),!,
         cond(H,T),
         H1=H+1,
         nl,write(T),
         print_cond(H1,[H	L],L1).
print_cond(H,L,L1):–
         H1=H+1,
         print_cond(H1,L,L1).
read_cond('1',L,L2):–
          ex_cond(1,L,L1,N),
          new_cond(N,L1,L2),!. 
read_cond(_,L,L):–!.
ex_cond(N,L,L,N):–
       not(cond(N,_)),!.
ex_cond(N,L,L1,N2):–
         cond_is(N,_),!,
         N1=N+1,
         ex_cond(N1,L,L1,N2).
ex_cond(N,L,L1,N2):–
         cond(N,S),
         nl,write("Оно ",S,"? (1 — да, 2 — нет)"),
         read_true_char(A),
         wr_cond(A,N,L,L2),
         N1=N+1,
         ex_cond(N1,L2,L1,N2).
wr_cond('1',N,L,[N	L]):–!.
wr_cond('2',_,L,L):–!.
new_cond(N,L,L1):–
       nl,write("Есть еще свойства? (1 — да, 
       2– нет)"),
       read_true_char(A),
       A='1',!,
       nl,write("Укажите новое свойство, 
       которым обладает животное"),
       nl,write("в виде 'оно <описание 
       нового свойства>'"), readln(S),
       assertz(cond(N,S)), 
                 /* добавление нового свойства 
         в базу знаний */
       N1=N+1,
       new_cond(N1,[N	L],L1).
new_cond(_,L,L).
check([HT]):–
              test_cond(H), 
              check(T).
check([]).
test_cond(H):-
              cond_is(H,'1'),!. /* в базе имеется информация 
             о наличии свойства */
test_cond(H):–
              cond_is(H,'2'),!,
              fail. /* в базе имеется информация 
           об отсутствии свойства */
test_cond(H):– /* в базе нет никакой информации о данном 
       свойстве, получаем ее у человека */
              cond(H,S),
              nl,write("Оно ",S,"? (1 — да, 2 — нет)"),
              read_true_char(A),
              assert(cond_is(H,A)),
              test_cond(H).
read_true_char(C):–
        readchar(C1),
        test(C1,C).
test(C,C):–
           '1'<=C,C<='2',!.
test(_,C):–
           write("Нажмите 1 или 2!"),nl,
           readchar(C1),
           test(C1,C). 
GOAL
start

Листинг 14.2. Самообучающийся определитель животных
Закрыть окно