DOMAINS
i=integer
s=string
c=char
li=i* /* список целых чисел */
DATABASE — knowledge
cond(i,s) /* свойства животных */
rule(s,li) /* описания животных */
DATABASE — dialog
cond_is(i,c) /* номер условия; '1' — имеет место,
'2' — не имеет места у загаданного
животного */
PREDICATES
start
animals /* отгадывает животное */
check(li) /* добавляет в базу информацию о новом
животном */
test_cond(i) /* проверяет, обладает ли загаданное
животное свойством с данным номером */
update /* добавляет в базу информацию о новом животном */
add_cond(li) /* возвращает список, состоящий из номеров
свойств, имеющихся у нового животного */
print_cond(i,li,li) /* добавляет в список номера свойств,
относительно которых уже были даны
утвердительные ответы */
read_cond(c,li,li) /* добавляет в список номера свойств,
о которых еще не спрашивалось */
ex_cond(i,li,li,i) /* добавляет в список номера имеющихся
в базе свойств, которыми обладает
новое животное */
wr_cond(c,i,li,li)
new_cond(i,li,li) /* добавляет в список номера новых
свойств, которыми обладает новое
животное, а также добавляет описания
новых свойств в базу знаний */
read_true_char(c) /* с помощью предиката test читает
символ с клавиатуры, пока он
не окажется равен '1' или '2'*/
test(c,c) /* добивается, чтобы пользователь нажал один
из символов, '1' или '2' */
CLAUSES
start:–
consult("animals.ddb",knowledge),
/* загружаем в базу информацию
из базы знаний */
write("Загадайте животное, а я попытаюсь его
отгадать"),nl,
animals, /* попытка отгадать загаданное животное */
retractall(_,dialog), /* очищаем текущую
информацию */
retractall(_,knowledge),
/* очищаем информацию об известных
животных и свойствах */
nl,nl,write("Хотите еще раз сыграть? (1 — Да,
2 — Нет)"),
read_true_char(C),
C='1',!,start.
start:–
nl,nl,write("Всего доброго! До новых встреч"),
readchar(_).
animals:–
rule(X,L),
check(L),
nl,write("Я думаю, это ",X),
nl,write("Я прав? (1 — да, 2 — нет)"),
read_true_char(C),C='1',!.
animals:–
nl,write("Я не знаю, что это за животное"),nl,
nl,write("Давайте добавим его в мою базу знаний."),nl,
update.
update:–
nl,write("Введите название животного:"),
readln(S),
add_cond(L), /* указываем свойства животного */
assert(rule(S,L),knowledge), /* добавляем информацию
в базу знаний*/
save("animals.ddb",knowledge) /* сохраняем базу
знаний в файл */.
add_cond(L):–
cond_is(_,'1'),!, /* имеется информация
о свойствах животного */
nl,write("О нем известно, что оно: "),
print_cond(1,[],L1),
/* вывод имеющейся о животном
информации */
nl,write("Известно ли о нем еще что-нибудь?
(1 — да, 2 — нет)"),
read_true_char(C),
read_cond(C,L1,L).
add_cond(L):–
read_cond('1',[],L).
print_cond(H,L,L):–
not(cond(H,_)),!.
print_cond(H,L,L1):–
cond_is(H,'1'),!,
cond(H,T),
H1=H+1,
nl,write(T),
print_cond(H1,[H L],L1).
print_cond(H,L,L1):–
H1=H+1,
print_cond(H1,L,L1).
read_cond('1',L,L2):–
ex_cond(1,L,L1,N),
new_cond(N,L1,L2),!.
read_cond(_,L,L):–!.
ex_cond(N,L,L,N):–
not(cond(N,_)),!.
ex_cond(N,L,L1,N2):–
cond_is(N,_),!,
N1=N+1,
ex_cond(N1,L,L1,N2).
ex_cond(N,L,L1,N2):–
cond(N,S),
nl,write("Оно ",S,"? (1 — да, 2 — нет)"),
read_true_char(A),
wr_cond(A,N,L,L2),
N1=N+1,
ex_cond(N1,L2,L1,N2).
wr_cond('1',N,L,[N L]):–!.
wr_cond('2',_,L,L):–!.
new_cond(N,L,L1):–
nl,write("Есть еще свойства? (1 — да,
2– нет)"),
read_true_char(A),
A='1',!,
nl,write("Укажите новое свойство,
которым обладает животное"),
nl,write("в виде 'оно <описание
нового свойства>'"), readln(S),
assertz(cond(N,S)),
/* добавление нового свойства
в базу знаний */
N1=N+1,
new_cond(N1,[N L],L1).
new_cond(_,L,L).
check([HT]):–
test_cond(H),
check(T).
check([]).
test_cond(H):-
cond_is(H,'1'),!. /* в базе имеется информация
о наличии свойства */
test_cond(H):–
cond_is(H,'2'),!,
fail. /* в базе имеется информация
об отсутствии свойства */
test_cond(H):– /* в базе нет никакой информации о данном
свойстве, получаем ее у человека */
cond(H,S),
nl,write("Оно ",S,"? (1 — да, 2 — нет)"),
read_true_char(A),
assert(cond_is(H,A)),
test_cond(H).
read_true_char(C):–
readchar(C1),
test(C1,C).
test(C,C):–
'1'<=C,C<='2',!.
test(_,C):–
write("Нажмите 1 или 2!"),nl,
readchar(C1),
test(C1,C).
GOAL
start |
Листинг 14.2. Самообучающийся определитель животных |
| Закрыть окно |